Воскресенье, 05.05.2024
Технадзор систем котлов отопления
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2018 » Май » 24 » Сибирь - склад радиоактивных отходов из Франции
10:10
Сибирь - склад радиоактивных отходов из Франции
Ядерная промышленность выглядела, таким образом, как экологически чистое производство с практически замкнутым циклом переработки топлива и, помимо всего прочего, обеспечивающим энергетическую независимость Франции, пишет французская газета «Liberation».
Сегодня около 13% радиоактивных отходов французских атомных станций покоятся в Сибири, точнее, в закрытом городе Томск-7 с 30 тыс. жителей. Начиная с середины 1990-х, сюда каждый год с французских АЭС поступает по 108 тонн обедненного урана в контейнерах, хранящихся под открытым небом.
Как и зачем их туда отправляют? Чтобы это понять, нужно изучить всю цепочку переработки французского топлива. В ходе цепной реакции урановые стержни производят некоторое количество плутония, а также "конечные отходы". Владелец станций EDF платит Areva за переработку использованного топлива заводе в Ла Аг у Ла-Манша. Там разделяют конечные отходы, которые уже ни на что не годятся (4% от общего объема), плутоний (1%) и уран (остающиеся 95%). Areva утверждает, что полученный таким путем уран и плутоний можно использовать вновь, что и составляет эти знаменитые 96% переработки. На самом же деле, все несколько сложнее.
Плутоний действительно возвращают в топливный цикл, но в очень незначительном количестве. При его соединении с обедненным ураном получают МОКС-топливо на котором частично работают 22 из 58 французских реакторов. Что же до переработанного урана, то использовать его можно лишь в пределах 10%. Для того, чтобы вновь поместить его в ядро реактора, обогатить его нужно еще сильнее, чем обычный. И этим сейчас занимаются в России, так как Франция не располагает нужной технологией. "Комплекс Eurodif в Дроме, где находится завод Areva , не обладает необходимой для этой работы производственной линией", - объясняет международный консультант по вопросам энергетики Микль Шнейдер (Mycle Schneider). Таким образом, Areva отправляет часть переработанного урана за 8 000 км от Франции, в Сибирь.
Контейнеры прибывают в Санкт-Петербург на корабле из Гавра. Затем их погружают на поезд, который везет их для переработки в атомном комплексе Томска-7. Здесь уран снова обогащают, в результате чего 10% становятся годным для EDF материалом, а 90% - сильно обедненным ураном, который переходит в собственность российского предприятия "Тенэкс". Именно этот уран складируют на огромных площадках под открытым небом. В этом, в принципе, нет ничего опасного: если, конечно на них не упадет самолет. При форс-мажорных обстоятельствах радиоактивные вещества могут попасть в окружающую среду.
У EDF и Areva есть немало оправданий тому, что отходы остаются в России. Они утверждают, что это обедненное топливо может быть использовано повторно в будущем. В управлении энергетики и климата нам перечисляют множество способов его применения. "Можно объединить его с плутонием и создать МОКС. И когда в 2040 году будут созданы реакторы четвертого поколения, если все пройдет как надо, его снова можно будет использовать", - говорят чиновники. EDF считает, что этот последний вариант "содержит огромный потенциал для повторного использования, так как обедненный уран представляет собой прекрасное топливо для этой технологии". Что ж, до встречи в 2040 году.
По мнению ряда экспертов и экологов, использование складируемого в России обедненного урана представляется маловероятным, так как это топливо похоже на дважды выжатый апельсин, в котором практически не осталось сока. "В теории этот обедненный уран можно применить в производстве ядерного топлива, но на практике в России этого не делают", - уверен руководитель энергетической программы Гринпис в России Владимир Чупров. "Это вещество очень опасно для окружающей среды, тогда как урана 235 в нем содержится совсем немного. Использовать его - настоящая пытка. Для нас это конечный отход". Российские экологи считают, что Areva отправляет в Россию вредные отходы, которые не представляют в настоящий момент никакой ценности. "Французы отправляют материалы, из которых в действительности используется лишь очень небольшая часть - около 10%. А оно того стоит? Ведь 90% этих веществ они бросают у нас", - сетует российский эколог.
"Слово "бросать" в данном случае не совсем точно", возражает официальный представитель Areva Жак-Эммануэль Сольнье (Jacques-Emmanuel Saulnier). "Установившаяся международная практика такова: обогащенный материал принадлежит клиенту, а обедненный - подрядчику. Но технология в перспективе вполне может улучшиться. Сейчас мы вынуждены разделять эти вещества, тогда как в будущем мы, вероятно, сможем без этого обойтись".
Такая перевозка радиоактивных веществ поднимает сразу несколько вопросов: безопасность их транспортировки на 8000 км, безопасность их хранения и эффективность переработки. В ожидании гипотетических технологических скачков во французском якобы замкнутом ядерном цикле тайно происходит утечка.

Справка.
МОКС-топливо, для которого используется смесь урана и плутония, нужно для работы реакторов на быстрых нейтронах, но может использоваться и в других типах реакторов. Сейчас в России и мире работает только один опытно-промышленный реактор такого типа — БН-600 на Белоярской АЭС, опытные партии топлива для которого делаются в НИИАР. В легководных реакторах (такие, например, как ВВЭР, используемые на большинстве российских АЭС) применяется топливо из обогащенного урана.

Просмотров: 282 | Добавил: erconving1988 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz