Четверг, 09.05.2024
Технадзор систем котлов отопления
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2019 » Март » 9 » 6 марта 1911 года родился Лазарь Сергеевич Чапчахов. Лётчик истребитель
12:25
6 марта 1911 года родился Лазарь Сергеевич Чапчахов. Лётчик истребитель

Этот день в истории:

Лазарь Чапчахов родился 6 марта 1911 года в селе Большие Салы, ныне Мясниковского района Ростовской области, в семье крестьянина. Два года учился в сельской школе, а затем переехал с родителями в город Ростов-на-Дону, где продолжил учёбу в школе № 13. Окончив 9 классов, он поступил на завод "Россельмаш", работал землекопом, молотобойцем, электромонтёром. 

Подобно многим юношам он мечтал стать лётчиком. В свободное время, после уроков, посещал Ростовский авиаклуб. Энергичного, трудолюбивого парня заметили и перевели на работу в Сталинский райком комсомола. В 1933 году 23-летний Чапчахов вступил в партию и работал инструктором райкома партии. Но мечта стать лётчиком не покидала его. И, наконец, его просьбу удовлетворили и направили в Ворошиловградскую  (Луганскую)  лётную школу. С тех пор вся жизнь Чапчахова была связана с советской авиацией.

 

Чапчахов Лазарь Сергеевич

 

В 1933 году был призван в ряды Красной Армии, через несколько лет уже был лейтенантом авиации. Получил высшее образование. Будучи выпускником комиссарских курсов Харьковского авиаучилища участвовал в Советско-Финляндской войне и был удостоен ордена Красного Знамени.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Первый бой принял в небе столицы Эстонии. Воевал на Северо-Западном фронте, защищал небо Львова, Тернополя, Житомира, Ростова. В бою показывал примеры мужества и бесстрашия. Его искренне любили воздушные бойцы, верили в него. За личное мужество и командирские способности был назначен командиром полка.

До середины сентября 1941 года военный комиссар эскадрильи 38-го отдельного истребительного авиационного полка  (Северо-Западный Фронт)  и батальонный комиссар, Лазарь Чапчахов летал на самолёте И-153  ("Чайка"). Совершил 139 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил 5 самолётов противника и 3 в составе группы. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награждён орденом Ленина.

13 февраля 1942 года, прикрывая в районе Сычёво свои войска, звено во главе с Чапчаховым встретило 15 "Юнкерсов-87", пытавшихся бомбить наш передний край. Смело атаковав врага, отважная тройка сбила 2 самолёта. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и ушли на запад.

16 февраля 1942 года Чапчахов дважды водил шестёрку "ЛаГГов" на прикрытие наших наземных войск в район Дедова Гора - Сычёво. Оба раза встретили большые группы самолётов противника. Несмотря на численное превосходство врага, советские лётчики вступали в бой и сбили 3 пикировщика Ju-87. В первом вылете на личный счёт комиссара были записаны 2 "Юнкерса", во втором - ещё один.

1 апреля 1942 года четвёрка ЛаГГ-3, ведомая Чапчаховым, после успешного боя возвращалась на свой аэродром. Вдруг лётчики заметили группу бомбардировщиков, которые шли к переднему краю советских войск. Комиссар решил атаковать. Он первым устремился на ведущего и прошил его длинной очередью. "Юнкерс" рухнул на землю. Лётчики звена в этом бою сбили ещё 4 вражеские машины. Буквально через несколько минут на пути отважной четвёрки появилась группа Ме-109. 24 истребителя противника, уверенные в лёгкой победе, разворачивались для атаки. Советские истребители приняли бой и увеличили боевой счёт ещё на 3 сбитых самолёта.

5 апреля 1942 года Чапчахов возглавил 416-й истребительный авиационный полк, а через неделю, 13 апреля, погиб.

В тот день четвёрка советских истребителя во главе с Л. С. Чапчаховым встретила в воздухе 40 немецких бомбардировщиков. Они шли бомбить передний край нашей обороны. На земле шёл жестокий бой. Чапчахов дал сигнал товарищам и повёл их в атаку. Строй "Юнкерсов" был нарушен, они стали сбрасывать бомбы куда попало. На помощь бомбардировщикам подоспели 18 истребителей Ме-109. Чапчахов и его друзья завязали не виданный по своей дерзости бой с 58 немецкими самолётами, не дали им нанести удар по наземным частям. Четвёрка советских лётчиков сорвала вражеский план. Но это была последняя воздушная схватка Лазаря Сергеевича с врагом. Он погиб не в бою, а на своём аэродроме Крестцы, при попытке предотвратить аварию самолёта неудачно севшего молодого лётчика.

К тому времени батальонный комиссар Л. С. Чапчахов совершил 268 боевых вылетов. Проведя 59 воздушных боёв, сбил лично 8 самолётов и 19 в группе с товарищами. Кроме того, в группе с товарищами уничтожил один аэростат - корректировщик. Эскадрилья, где он был комиссаром, сделала 1800 боевых вылетов и сбила свыше 60 машин врага. А его авиаполк - 416-й ИАП - прошёл славный путь от Сталинграда до Будапешта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм батальонному комиссару Чапчахову Лазарю Сергеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это был первый армянин, удостоившийся звания Героя в годы Великой Отечественной войны.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красной Звезды; медалями.

Похоронен в посёлке Крестцы, Новгородской области. Именем Чапчахова названы улицы в посёлке Крестцы и в селе Больший Салы. Мемориальная доска в городе Ростов-на-Дону, на здании школы, в которой он учился и в селе Большие Салы. В городе Ростов-на-Дону на памятнике в честь работников завода "Ростсельмаш", удостоенных в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза есть имя и барельеф Чапчахова.

*     *     *

Список всех известных побед батальонного комиссара Л. С. Чапчахова:

(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 13.08.1941 г. 1  Ju-88 Большая Горушка И-153, ЛаГГ-3.
2 1  Ме-110 Большая Горушка
3 14.08.1941 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 ) Кобылкино
4 19.08.1941 г. 2  Ju-88  ( в группе - 2 / 3 ) Новое Село
5 26.08.1941 г. 1  аэростат  ( в группе - 1 / 5 ) Архипово - Ямище
6 15.01.1942 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 ) восточнее Старая Русса
7 1  Ju-88 Подборовье
8 18.01.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 ) Арнушина Слобода
9 03.02.1942 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 ) Маврино
10 05.02.1942 г. 1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 ) Козлово
11 13.02.1942 г. 1  Ju-87  ( в группе - 1 / 3 ) Сычёво
12 16.02.1942 г. 2  Ju-87  ( в группе - 2 / 6 ) Дорохово - Любытово
13 1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 ) Большая Горушка
14 01.04.1942 г. 1  "Ме-115" западнее Сычёво

      Всего сбитых самолётов - 8 + 19  [ 4 + 11 ]  и 1 аэростат наблюдения в группе;   боевых вылетов - 268;  воздушных боёв - 59.

 

Просмотров: 195 | Добавил: erconving1988 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz